По закону кредитор не имеет права беспокоить должника чаще, чем 2 раза в неделю. Конечно, не все соблюдают это правило. Многие коллекторы названивают по несколько раз в день с целью деморализовать клиента. Часто это прокатывает: кому приятно выслушивать гадости и ругань от каких-то посторонних? И люди действительно стараются как можно скорее погасить задолженность. Но клиенты бывают ушлые, они могут записать «воспитательные беседы» на диктофон и подать на организацию в суд за ущерб, нанесенный их чести и достоинству. И организация получит ощутимый штраф.
Поэтому многие МФО действуют более тонко. При оформлении займа они требуют телефонные номера и адреса коллег, друзей, родственников, наводят справки об их движимом и недвижимом имуществе и о том, в состоянии ли они помочь их заемщику закрыть долги. В случае просрочки коллекторы примутся выносить мозг не самому должнику, а всему его окружению, которое будет совершенно бесплатно выполнять функцию коллекторов, высказывая все, что думают о товарище, который так их подставил. То есть недобросовестный должник столкнется с массированным ударом по собственной репутации среди своего окружения. Поэтому опытные заемщики не указывают номера тех, с кем они общаются постоянно: сотрудников и членов семьи.
Несмотря на все меры воздействия, количество невозвратных займов в этом году только увеличивается, превращаясь в проблему федерального масштаба. Известно, что есть заемщики с просроченными долгами 8-9 разным финансовым организациям. Это связано, с одной стороны, с реально тяжелой финансовой ситуацией людей, но в то же время с распространенной инфантильностью и финансовой безответственностью. Учитывая такую картину, можно прогнозировать, что в дальнейшем МФО вслед за банками начнут сокращать свою программу лояльности.